logo
Богоявленская церковь 1790 г.

Первые документальные сведения о существовании в с. Глебовское церкви Богоявления Господня относится к 1628/29 г. и находятся в Писцовой книге вотчины архиепископа Суздальского и Тарусского. Однако, учитывая тот факт, что само село упоминается и в более раннее время – 1530 г. –  церковь существовала уже тогда.
Первоначально церковь была деревянной, «клетского» типа. С течением времени церковь «поновлялась» и «возобновлялась» если имелась такая необходимость, например после пожаров. Неизменным оставалось лишь ее название в честь праздника Богоявления Господня.
Существующая каменная церковь была построена в 1790 г. Данная дата расходится с официальной – 1796 г., однако, она была установлена и подтверждена документально краеведом с. Глебовское П.Н. Хромушиным.
Священником, организовавшим строительство нового каменного храма в селе, стал Лев Николаев Чудов, а храмозданная грамота была выдана епископом Суздальским и Юрьевским Виктором. Вероятнее всего, церковь была построена на средства жителей села при поддержке епископа, т.к. в это время село ещё оставалось его домовой вотчиной.
В архитектурном отношении храм представляет собой двухсветный лаконичный четверик, покрытый высокой плавно сомкнутой кровлей с полицами. Завершение четверика стройное, миниатюрное, двухъярусное – луковичная главка на цилиндрической шейке и восьмигранном световом барабане. Сложена церковь из большемерного кирпича, снаружи была побелена. Кровля железная по деревянной обрешетке. Размеры небольшие. Тип церкви – одноглавая, кубическая, трехчастная.
В плане церковь представляет собой вытянутый прямоугольник, к которому с востока примыкает более узкий полукруг апсиды. В прямоугольник входит квадрат основного объема и короткий прямоугольник трапезной. Эти объемы имеют одну ширину.
Композиция компактная и стремится к центру, к основному объему, который главенствует, возвышаясь над одинаковыми по высоте апсидой (с востока) и трапезной (с запада) вторым ярусом света. Подобный эффект усиливает отсутствие не сохранившейся шатровой колокольни, примыкавшей с запада к трапезной.
Декор фасадов традиционен для суздальской культовой архитектуры: двойные рустованные пилястры на углах, нарядный широкий карниз с сухарчатым поясом и пластичные по рисунку наличники окон с фигурным килевидным профилированным кокошником и полуколонками по краям. Междуярусного пояса на четверике храма нет, что не членит его, а выглядит едино и монументально.
Западный вход портальный, трехступенчатый, с бусинами и перехватами – находился под колокольней. Северный вход оказался заложен в связи с постройкой теплого Покровского придела в 1811 г. О нем напоминают лишь остатки полукруглого портала и сохранившаяся килевидная рамка киота над ними.
Ассиметричное расположение и живописная форма окон являются особенностью данного здания. На апсиде, а так же на трапезной они разной величины. Решение с разноразмерными окнами не только не вызывает зрительного диссонанса, а напротив, придает трапезе удобно-домашний вид. На северной стене четверика расположение окон ассиметрично, хотя она, как и южная стена, двухосна. Как выше отмечалось, это вызвано закладкой северного входа. Однако и это компенсируется наличием киота, сходного по форме с наличниками.
Утраченная колокольня представляла собой характерную для Суздаля конструкцию «восьмерик на четверике». Длина и ширина основания четверика составляла 8 аршин, а высота 10. Приблизительная высота всей колокольни – 40 аршин. Она была украшена красными карнизами и голубыми пилястрами на белом фоне. Завершалась небольшой луковичной главкой с вызолоченным крестом. Внизу под колокольней располагалась паперть и главный вход в храм. На главном колоколе весом в 113 пудов, имелась надпись: «Лит сей колокол 1824 году ко храму Богоявления Господня иждивением доброхотных дателей при священнике Михаиле Львове».

Покровская церковь 1811 г.
 
В 1811 г. назрела реальная необходимость в постройке при Богоявленской церкви теплого придельного храма. Огромное неотапливаемое помещение зимой становилось непригодным к совершению церковных служб. Крестьяне села решили произвести сбор денег на постройку нового теплого храма при существующем холодном. Действующий священник Михаил Львов Чудов обратился к епископу Владимирскому и Суздальскому Ксенофонту с прошением о постройке в селе храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
16  марта  1811 г. епископом Ксенофонтом была выдана храмозданная грамота.
Среди крестьян, принимавших участие в сборе денег на постройку храма, можно выделить такие местные фамилии как Бахаревы, Вахромеевы, Егорычевы, Захаровы, Игнатьевы, Карповы, Кирилловы, Куприяновы, Солдатовы, Таракановы, Тимохины, Райковы, Ушаковы, Хромушины, Хухрины, Цимизины, Яревы, и др.
Храм был построен к сентябрю 1814 г. По поручению епископа Ксенофонта новый храм был освящен на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1814 г. благочинным округа Михаилом Троепольским.
Покровский храм построен вплотную к основному Богоявленскому с северной стороны, поэтому его часто называют теплым приделом. Подобное сочетание церквей отражает традиции Суздальской архитектуры того времени.
Придел по отношение к главному зданию смещен к западу. Его апсида закрывает половину четверика храма, а основная часть – другую половину, трапезную, колокольню и выходит ближе к реке.  По высоте придел ниже трапезной и апсиды основного храма, что делает его еще более уютным, а основной храм максимально сохраняет в первоначальном виде. Небольшая главка на стройном барабане и тонкой шейке увенчивалась простым железным крестом. Крыша так же, как и у главного храма, была крыта железом.
Конфигурация плана здания проста. Общий абрис придела – вытянутый узкий прямоугольник, скругленный с востока. Западная прямоугольная часть его в конце XIX века была отделена поперечной стеной.
В основном помещении придела свод коробовый, начинающийся от середины окна с острыми распалубками над окнами. Помещение низкое, единое. В средней части придела размещалась одна изразцовая печь.
В апсиде придела свод конхой и разного размера окна с распалубками и глубокими нишами-откосами. Форма проема окон пластичная, трехчетвертная. Окон всего пять: два в алтаре и три в самом храме. Единственная дверь придела выходила на паперть.

Ансамбль Богоявленской и Покровской церквей поставлен на крутом берегу реки Каменка – самой высокой точке села. Он как бы издали перекликается своей архитектурой и природным ландшафтом с живописной панорамой Суздаля, пестреющей многочисленными куполами церквей и колоколен.

Закрытие церкви в селе

Церкви с. Глебовское были закрыты весной 1931 г. Однако, богослужения в них прекратились еще раньше, с уходом их села священника Георгия Костинского.
Процесс закрытия начался еще в 1922 г. 8 мая этого года из церкви были изъяты первые серебренные предметы – оклад с Евангелия, напрестольный крест, потир и ковчег, общим весом в 5 фунтов 95 золотников. Несмотря на просьбы жителей села вернуть хотя бы ковчег, необходимый для богослужений, решение комиссии по изъятию церковных ценностей осталось неизменным.
22 октября 1923 г. в соответствии с советскими декретами в с. Глебовское было зарегистрировано Богоявленское религиозное общество, членами которого стали 96 жителей села. Однако, и это в последствии не спасло церковь от закрытия.
В 1928 г. священник Георгий Костинский в силу известных обстоятельств прекратил регулярное служение в сельском храме. Но, несмотря на это, судьба его не миновала репрессивных мер советской власти – 2 февраля 1930 г. он был раскулачен, т.к. хозяйство его «складывалось из источников нетрудовых доходов» и «выгнат» из своего дома со всей семьей на улицу. Все его имущество было конфисковано. 4 февраля 1930 г. Г.В. Костинский был вынужден снять с себя сан священника и уехать из села.
Оставшись без пастыря, население было духовно сломлено. По имевшейся в то время практике, церковный совет села заключал с сельсоветом договор на пользование зданием церкви. Это и послужило в дальнейшем формальным основанием для ее закрытия. В марте 1931 г. в связи с тем, что «деньги как страховые платежи, положенные со строений, до сего времени не уплачены» договор с верующими был расторгнут, а сама церковь объявлена закрытой.
С этого времени богослужений в церкви больше не производилось. Здание храма было приспособлено под хозяйственные нужды глебовского колхоза «Коммунистический авангард». Церковное имущество, уклад жизни да и сама традиция бесследно пропали.
А дальше было разрушение храма. Здание лишилось основной своей вертикали –колокольни. Впоследствии были разрушены крыша, ограда и другие уникальные архитектурные формы некогда живописного церковного ансамбля.
За 80 минувших с тех событий лет люди и природа привели храм в леденящее душу запустение. Разрушенный кирпичный остов – все что осталось от истории села, его жителях и традициях. Память о наших предках оказалась забыта.
© 2018 Село Глебовское Суздальского района Владимирской области | историческая справка - краевед Павел Хромушин | эскизы проекта реставрации - архитектор Анастасия Остапчук | Создание сайта и Раскрутка сайта